Фактор свёртывания крови XII (Фактор Хагемана).

21 июля 2025

Фактор свёртывания крови XII (фактор Хагемана) — это профермент, который вырабатывается в печени, циркулирует в крови и активируется при повреждении тканей, участвуя в контактном пути свёртывания крови. В активированной форме (FXIIa) он представляет собой сериновую протеазу, запускающую контактный путь коагуляции.

 

Контактный путь состоит из фактора свертывания XII, прекалликреина (PK) высокомолекулярного кининогена (HK) и фактора XI. Фактор XII и PK являются сериновыми протеазами, в то время как HK является кофактором. Фактор XII активируется при контакте с отрицательно заряженными поверхностями, отсюда и название «контактный путь». Искусственные поверхности включают кремний, каолин и стекло, которые представляют собой активатор «активированного» анализа частичного тромбопластинового времени (PTT). Это вызывает аутоактивацию фактора XII (FXIIa), который являясь сериновой протеазой, активирует PK (PKa). FXIIa может активировать FXI при связывании с HK, что инициирует внутренний путь коагуляции с последующей активацией FIX, FX и образованием тромбина. Это объясняет, почему FXI иногда включают в состав «контактного пути» и почему дефициты FXII, PK, HK или FXI проявляются в виде продленного PTT. Хотя дефицит FXI может вызывать кровотечение, также известное как гемофилия C, дефицит FXII, PK или HK не вызывает кровотечения. Однако мутации усиления функции в FXII связаны с наследственным ангионевротическим отеком, подчеркивая перекрестные помехи контактного пути и системы кинин-калликреин.

За последние два десятилетия наблюдается рост научных данных, объясняющих роль активации контактного пути в артериальном и венозном тромбозе. Разрабатываются ингибиторы активированного фактора XII (FXIIa) представляющие собой новое поколение антикоагулянтов, нацеленных на специфическое блокирование контактного пути свертывания. В отличие от классических антикоагулянтов, они не влияют на основные гемостатические механизмы и практически не повышают риск кровотечений, т.е. являются более безопасными. Это делает их особенно перспективными для профилактики тромбозов в высокорисковых группах — например, при установленном риске тромбозов, при гемодиализе или у онкологических больных. Одним из наиболее изучаемых препаратов этого класса является Гарадацимаб — моноклональное антитело против FXIIa, демонстрирующее не только антитромботические свойства, но и потенциал в лечении наследственного ангионевротического отёка за счёт подавления кининового каскада.

Лабораторная оценка факторов контактного пути основана на анализах на основе 1-этапного АЧТВ, хотя разработка хромогенных и биомаркерных анализов для клинической оценки находится на горизонте.

XII фактор свертывания был открыт в 1954 году американским гематологом Oскаром Ратнофф при обследовании железнодорожного рабочего Джона Хагемана. В лабораторных тестах этого пациента было выраженное удлинение внутреннего пути свертывания крови (АЧТВ), значительно замедлено свертывание крови, но при этом не было никаких клинических признаков кровоточивости.

Ратнофф начал более детально изучать и выявил неизвестный для того времени фактор свертываемости крови. Он был назван в честь имени первого пациента, у которого он был обнаружен – фактором Хагемана, позднее переименован XII фактор свёртывания крови.

По своему строению фактор Хагемана похож на тканевой активатор плазминогена, но его концентрация в крови значительно выше. Дефицит фактора XII может быть одной из причин изолированного удлинения АЧТВ при отсутствии клинических проявлений кровоточивости.

Во время беременности дефицит фактора XII связан с нарушением плацентарной функции, невынашиванием беременности на ранних сроках, преэклампсией раннего начала и повторяющимися неудачными попытками ЭКО.

Для определения активности фактора XII коагуляции в плазме крови человека в нашей линейке тестов представлен набор Фактор XII – дефицитная плазма, а для уточнения причины продления частичного тромбопластинового времени – наборы АЧТВ.

Карта сайта
Медицинская визуализация
Заказать звонок
+
Жду звонка!