23 января 2023
Гипервитаминоз B12
На основе публикации Zulfiqar AA, Andres E, Villalba NL Hipervitaminosis B12. Nuestra experiencia y una revision. Medicina (Buenos Aires) 2019; Vol 79, №5: 391-396.
Высокий уровень витамина B12 или кобаламина, также называемый гипервитаминозом B12, часто недооценивается. Данная патология приводит ко многим аномалиям и последующим заболеваниям: солидные новообразования (первичные или метастатические), острые или хронические гематологические нарушения, заболевания печени, моноклональная гаммопатию, почечная недостаточность. Реже гипервитаминоз витамина B12 связан с избыточным потреблением кобаламина, воспалительными или аутоиммунными заболеваниями и преходящими гематологическими нарушениями (нейтрофилия и эозинофилия).
Гипервитаминоз и дефицит витамина B12 часто обнаруживается у пожилых людей. Фактически, гипервитаминоз B12 встречается чаще, чем его дефицит, и по мнению некоторых авторов в клинической практике обнаруживается случайно. Последние научные работы показывают, что ранняя диагностика может быть решающей в прогнозе многих тяжелых заболевания.
Метаболизм витамина B12
Витамин B12 (кобаламин) – важный микроэлемент, который играет фундаментальную роль в делении клеток и их метаболизме. Он всасывается в тонком кишечнике, где комплекс витамин B12-внутренний фактор связывается с рецептором кубилином. Источник витамина B12 экзогенный и преобладающе животного происхождения. В настоящее время считается, что суточная доза рекомендованного В12 может быть недостаточной для обеспечения геномной стабильности. Для достижения концентрации в плазме 400 пг/мл, что было бы наиболее подходящим, может потребоваться ежедневная доза 7 мкг кобаламина в день.
Диссоциация белка переносчика витамина B12 под действием желудочной кислоты и секреции поджелудочной железы, является важным условием для его последующего связывания с внутренним фактором, секретируемым париетальными клетками желудка. Затем витаминный комплекс B12-внутренний фактор достигает терминального отдела подвздошной кишки, где витамин B12 окончательно усваивается. Транспорт в кровь, а также ее поглощение печенью и тканями, требует наличие транскобаламина (TCB). Витамин B12 циркулирует в плазме в комплексе с TCB и гаптокоррином (HC). Хранение витамина B12 в печени опосредуется эндотелиальными клетками и рецепторами TCB II, находящимися в гепатоцитах. TCB насыщенный витамином B12 (голо-TCB) переносит от 6 до 20% циркулирующего витамина B12.
Обнаружение гипервитаминоза у пациентов
В ретроспективных исследованиях избыточные концентрации витамина B12 обнаруживаются у 12% пациентов, при том, что дефицит выявляется в 10% случаев. В гериатрических отделениях около 25% пациентов старше 65 лет имеют высокий уровень витамина B12. При этом, дефицит В12 был обнаружен всего у 5,3% пациентов.
Среди пациентов с гипервитаминозом солидные новообразования обнаружены у 33%, а метастазирование у 10%. Гематологические заболевания описаны для 25%, аутоиммунные и ревматоидные – у 17%. Почечная недостаточность присутствовала в 42% процентах случаев, а заболевание печени у 50%.
Таким образом, можно говорить о достоверной связи между гипервитаминозом В12 и рядом заболеваний у пожилых людей..
Этиологический профиль гипервитаминоза B12
Солидные новообразования
Связь между гипервитаминозом В12 и солидными новообразованиями была продемонстрирована Carmel et al. в 1975 г. и 1977 год, когда был определен уровень витамина B12 и его транспортных белков в популяции из 139 пациентов при злокачественных образованиях: гепатокарцинома и опухоли печени, груди, толстой кишки, желудка и поджелудочной железы. В ретроспективном исследовании Chiche et al. приблизительно 40% пациентов имели новообразования, большинство из которых не были диагностированы и пролечены до госпитализации, 80% случаев из них были в неметастатической стадии. Высокий уровень кобаламина в солидных опухолях связывали с его избыточным синтезом опухолью или вторичным увеличением кобалофинина в ответ на гиперлейкоцитоз.
Избыток кобаламина также был описан в литературе как потенциальный маркер опухолей с плохим прогностическим признаком. В соответствии с этим, некоторые исследователи считают, что витамин B12 следует включить в процесс приема решения в лечении рака, особенно у пациентов с тяжелым заболеванием или у тех при хронических заболеваниях. Это прогностическое значение Витамин B12 описано Geissbühler et al. В этом смысле BCI (B12 x C-реактивный белок) представляет собой надежный предиктор смертности от опухолей в паллиативной ситуации.
Острые и хронические заболевания печени
Связь между высоким уровнем витамина B12, острыми и хроническими заболеваниями печени описаны в литературе. В случае острого заболевания печени, распространенность гипервитаминоза B12 составляет около до 25-40%. Употребление алкоголя также влияет на высокий уровень кобаламина, даже в отсутствие явных заболеваний печени.
Как показало исследование BDOSE, алкоголизм (с или без изменений печени) и рак были наиболее частыми причинами гипервитаминоза B12.
Dou et al. определили, что кобаламин является предиктором тяжести и смертности через три месяца у пациентов с обострениями хронических заболеваний печени и уровнями В12 более 1200 пг/мл. В исследовании было установлено, что у 31% пациентов с гипервитаминозом B12 обнаруживаются неопухолевые процессы в печени: 80% хронических заболеваний печени и 25% цирроз.
Аутоиммунные воспалительные заболевания
В литературе описаны многочисленные случаи гипервитаминоза B12 у пациентов с воспалительным аутоиммунным заболеванием. Вот некоторые из них: Болезнь Гоше, системная красная волчанка и болезнь Стилла.
Почечная недостаточность
Связь между почечной недостаточностью и гипервитаминозом B12 до конца не доказана. Однако ряд исследований утверждает наличие взаимосвязи между уровнями кобаламина и острой почечной недостаточностью у пожилых людей.
Чрезмерное потребление кобаламина
Случаи гипервитаминоза описаны в литературе у занимающихся самолечением пациентов витаминными комплексами, которые включали кобаламин. Хотя такие случаи довольно редки.
Клинический парадокс
Дефицит витамина B12 может быть парадоксальным образом связан с повышением уровня витамина B12 и это объясняет, почему термин гипервитаминемия был бы более подходящим, чем гипервитаминоз. Этот функциональный дефицит относится к качественным отклонениям, связанным с усвоением и обработкой тканей кобаламином. Эти ситуации могут быть обнаружены в случаях лейкемии, хронических миелоидных заболеваний, а также при некоторых врожденных и наследственных заболеваниях. Были продемонстрированы клинические проявления у пациентов с миелопролиферативными синдромами, связанные с дефицитом кобаламина в тканях при его повышенном уровне в сыворотке крови. При оценке функционального дефицита витамина B12 следует дополнительно определять уровни гомоцистеина и метилмалоновой кислоты.
Заключение
Таким образом, следует систематически подходить к оценке пониженного и повышенного уровня кобаламина в сыворотке, в особенности у гериатрических пациентов. Высокий уровень витамина B12 является ранним маркером в диагностике ряда тяжелых синдромов, а также потенциальным предиктором смертности в гериатрических отделениях.
Библиография